Инструкция по сбору семантического ядра

 

Как собрать полное семантическое ядро сайта

Этап 0. Создание структуры сайта
Этап 1. Сбор маркеров и стоп-слов
Этап 2. Парcинг маркеров через Key Collector
Этап 3. Выгрузка запросов видимости своего сайта и сайтов конкурентов
Этап 4. Объединение запросов в единый список
Этап 5. Чистка собранного СЯ
Этап 6. Проверка важных показателей запросов
Этап 7. Кластеризация СЯ


Этап 0. Создание структуры сайта с помощью mind-map

На предварительном этапе необходимо сделать структуру будущего сайта. Даже если сайт уже создан и у него имеется хорошая структура, чтобы собрать полное семантическое ядро, нужно представить, как бы выглядела максимально полная структура сайта. Конечно, не стоит вносить те товары / услуги или темы, которые никогда не будут продаваться / освещаться на сайте.


Основные правила составления:

  • Mind-map не обязательно рисовать в какой-то специальной программе. Подойдет и обычный Excel-файл, в который занесутся все основные разделы сайта, категории/подкатегории товаров (например, если это сайт интернет-магазина), карточки товаров/услуг.
  • Каждый раздел соответствует отдельной странице на сайте.
  • Структура создается:
    • на основе исследования конкурентов (смотрите, как устроены их сайты, какие присутствуют названия разделов, подразделов и делайте лучше).
    • на основе спроса (смотрите сервис Wordstat, что ищут люди по вашей теме).
  • После проведения кластеризации на этапе 5 обязательно вернитесь к структуре сайта, чтобы скорректировать (расширить или объединить какие-то категории)
  • Формирование предварительной структуры сайта — важный этап сбора СЯ. Важно сделать максимально широкую структуру, чтобы не потерять важные запросы.

Этап 1. Сбор маркеров и стоп-слов

#Маркеры (маркерные запросы) — это основные высокочастотные (далее — ВЧ) поисковые фразы обычно одно- или двухсловные (иногда и трех!), которые полностью отвечают теме конкретной страницы.


Обратите внимание! Добавляя в список фразу “купить йогамат”, вы не должны брать фразу “купить йогамат для спорта”, т.к. она является вложенной и будет собрана в любом случае далее программой! А вот фраза “йогамат для спорта” не является вложенной во фразу “купить йогамат”, и ее стоит брать отдельно.

1.1. Сбор маркеров осуществляется на основе структуры, сделанной на этапе 0, по каждому разделу/категории/карточке. Возьмите уже записанные названия, подумайте над их синонимами, похожими по сути фразами.

Например, в структуре записан раздел - Коврики для йоги. Возьмите также в маркеры - йога коврики, йога маты, спортивные коврики, коврики для спорта.


1.2. Помимо подбора маркеров для каждого раздела запланированной структуры, посмотрите на текущий сайт в целом (если он есть) и занесите в список:

  • Названия подходящих пунктов меню и их синонимы,
  • Названия пунктов из прайс-листа/каталога и их синонимы,
  • Слова в текстах на сайте, которых нет в каталоге или прайс-листе — синонимы, похожие названия услуги/товара, уточнения, аббревиатуры и пр.,
  • Общетематические фразы и слова для проекта (они могут не встречаться на сайте, нам ними нужно просто подумать).

1.3. Зайдите на сайты конкурентов и соберите по тому же принципу маркеры там. Анализируйте слова и фразы из:

  • Каталога товаров / услуг
  • Пунктов меню
  • Пунктов из прайса
  • Текстов на сайте.

Совет! Сайты-конкурентов выбирайте из ТОП-а поиска по тем ВЧ запросам, по которым собираетесь продвигаться и сами.

Добавьте новые фразы к собранному списку фраз.


1.4. Продолжите сбор маркеров с помощью сервиса wordstat.yandex.ru


Совет! Для упрощения работы в Wordstat установите плагин для Google Chrome и Mozilla Firefox - Yandex Wordstat Assistant

Ищем маркеры, которые могли бы пропустить. Для этого:

  • Вставьте в строку поиска по одному собранные двух- и трехсловные маркеры и сократите их до одного главного слова. Запустите поиск.
  • Проверьте левую колонку на предмет упущенных фраз. Например, для тематики «ремонт квартир», введите «ремонт» и сможете найти еще «ремонт однушки» или «ремонт студии», которых могли упустить на предыдущих шагах.

Новые собранные фразы добавьте в общий список маркеров.


1.5. На этом этапе расширьте список собранных маркеров:

  • Подберите синонимы (коврик = мат, йога = фитнес, пилатес)
  • Подумайте над схожими по смыслу выражениями (йогамат = фитнес коврик, тренировочный мат),
  • Используйте глаголы вместо существительных и наоборот (купить = покупка, продажа),
  • Вспомните аббревиатуры вашей тематике (компьютер = ПК) и жаргонизмы (ноутбук = ноут, стиральная машина = стиралка),
  • Добавьте фразы с транслитерацией, где уместно (самсунг = samsung, тойота = toyota),
  • Добавьте подсказки из выдачи Яндекса и Google по уже собранным маркерам. Для этого введите запрос в поисковике и внизу страницы увидите ссылки с похожими запросами.
  • Пробуйте комбинации слов, чтобы не делать этого вручную - elama.ru/tools/keyword-generator Например, в 1 столбце слова: купить, выбрать, продажа, покупка; во 2 - йогамат, коврик, мат.

Все новые маркеры, полученные таким образом, добавляем в общий список.


1.6. Каждую фразу из итогового собранного списка по одной вбивайте в Wordstat и смотрите правую колонку с рекомендациями - там могут быть готовые неучтенные фразы или идеи для новых фраз.


1.7. Переходим к сбору минус-слов.

#Минус-слова - это те слова, которые не должны встречаться в ваших запросах.

Например, вы не продаете йога-коврики конкретной марки. Значит, название этой фирмы не должно встречаться ни в каком запросе, и оно будет являться минус-словом. Или вы не хотите, чтобы вас находили по “дешевым” запросам (“коврики для йоги дешево”, “недорогие йога маты” и т.п.). Таким образом, в минус-слова будут добавлены слова “недорого” и “дешево”.


Как собирать минус-слова?

  • Подумать логически, запросы с какими словами вам неинтересны.
  • На этапе 1.5. при сборе новых маркеров из Wordstat можно также обращать внимание на более низкочастотные запросы и смотреть, какие слова не относятся к вашей теме или не интересны вам для продвижения.

После этого создайте общий список, в котором содержатся минус-слова, которые могут относиться ко всем маркерам. Если какие-то минус-слова относятся только к конкретной фразе, то их в общий список не включайте, они останутся рядом с конкретной фразой в таком виде: купить йога коврик -salamander -саламандер -пробковый


Всегда добавляйте минус-слова с умом, чтобы случайно не исключить нужные, целевые запросы!

1.7. В конце сделайте единый список всех собранных ВЧ маркеров (если еще не объединили их ранее) и проверьте его на релевантность сайту. Удалите явно ненужные фразы, если такие попали.


Итог этапа 1 – полнейший список маркерных запросов по каждому разделу сайта. Только тщательно выполнив этот этап, можно говорить о том, что семантическое ядро будет полным.

Этап 2. Парcинг маркеров через Key Collector

Далее необходимо воспользоваться программой Key Collector, чтобы собрать всевозможные фразы по собранным маркерам.


Совет! Добавляйте маркеры в программу не всей кучей, а по группам-разделам на сайте. Это в дальнейшем упростит работу по группировке запросов.

2.1. Добавьте в программу собранные общие минус-слова.


2.2. Запустите сбор фраз по Яндекс Вордстат и Гугд Эдвордс с учетом общих стоп-слов и минус-слов для каждого маркера.


2.3. Запустите сбор поисковых подсказок от Яндекса и Гугла.


Итог этапа 2 – полный список фраз по спарсенным и первично сгруппированным маркерам в Key Collector. Для удобство назовем его Список 1.

Этап 3. Выгрузка запросов видимости своего сайта и сайтов конкурентов

На этом этапе требуется выяснить, по каким запросам виден наш сайт в поисковике сейчас (если он есть) и по каким сайты наших конкурентов.


3.1 Используйте сервис keys.so для получения информации по органической выдаче. На выходе получим список 2.

Если сайт функционирует и на нем установлен какой-либо счетчик (Яндекс Метрика, Google Analytics, LiveInternet), выгрузите фразы из их статистики и добавьте к списку 2.


Совет! Для экономии времени сбор в разных сервисах запускайте параллельно. Например, пока Key Collector парсит, самостоятельно сделайте выгрузку из keys.so и подготовьте списки.

3.2. Аналогичный образом проведите выгрузку из Keys.so для конкурентов (3-5 сайтов). Получим список 3.


Как правильно подобрать конкурентов?

  • Выбирайте только те сайты, которые предлагают именно то, что и вы. Не просто сайт схожей тематики, а именно прямые конкуренты!
  • Отберите для начала 10-15 сайтов, а зачем проверьте в сервисе keys.so, у кого из них больше всего запросов в ТОП-50 (сервис дает эти данные автоматически).
  • Возьмите 3-5 таких сайтов и выгрузите их запросы по органической выдаче.

Итог этапа 3 – полный список фраз видимости сайта и конкурентов.

Этап 4. Объединение всех списков

Объедините списки 2 и 3, рассортируйте согласно сделанной вами группировке в Key Collector и добавьте их все в соответствующие группы в программу.


Этап 5. Чистка собранного СЯ

Проведите чистку ненужных запросов в программе Key Collector, в которую теперь добавлены все собранные запросы.


Как делается чистка СЯ?

  • В первую очередь с помощью инструмента программы - Явные дубли, который удалит повторяющиеся запросы.
  • Повторно используйте список общих Стоп-слов на все фразы.
  • Используйте инструмент Анализ групп, чтобы все фразы временно объединить в группы по общему слову. Так вы сможете увидеть конкретное слово, запросы с которым вам не нужны.
  • И наконец крайняя мера - вручную, просмотрев все собранные запросы и удалив ненужные.

Важно! Не бойтесь удалять нецелевые запросы, неподходящие вашему сайту.

Чистка СЯ – это самая муторная часть данной работы. Но сделать ее нужно максимально качественно! К сожалению, ее никак нельзя автоматизировать, нужно делать вручную, упростив себе работу лишь инструментами программы Key Collector!


Итог этапа 5 – единый очищенный список всех ключевых фраз (т.е. только нужные, релевантные и целевые запросы!

Этап 6. Проверка частотности и конкурентности

6.1. Запустите в программе Key Collector проверку точной и базовой частотности по Вордстату («!»WS и WS).


6.2. Запустите расчет конкурентности запросов. Перед этим не забудьте добавить в настройки формулу расчета KEI:


KEI = (Title^3+ Main^3)

Интерпретация результатов:

  • До 20 – самые свободные запросы, неконкурентная среда.
  • От 20 до 100 – простые запросы, по ним выйти в ТОП достаточно легко.
  • От 100 до 200 – средний уровень конкуренции.
  • От 200 до 500 – сложные запросы, нужно хорошо подумать, прежде чем браться за них.
  • От 500 и выше – очень конкурентная тематика, продвигаться будет сложно.

Дополнительно провести проверку конкурентности можно в сервисе mutagen.ru (но проверка является платной).

6.3. Запустите определение геозависимости запросов.


6.4. Выгрузите все полученные данные из программы в файл.


Итог этапа 6 — список всех ключевых фраз в едином excel-файле с точной и базовой частотностью, геозависимостью и конкурентностью.

Этап 7. Кластеризация СЯ

#Кластеризация СЯ - это группировка запросов в кластеры / группы и создание иерархической структуры сайта.

Первичную группировку вы уже провели, когда собирали маркеры (а потом и запросы в программе) по планируемой структуре сайта. Однако теперь структура расширилась, добавились новые запросы.


7.1. Проведите автоматическую группировку СЯ в сервисе Semparser (инструкция, как это делается, есть на сайте) или в программе Keyassort.


7.2. Сделайте ручную докластеризацию после работы сервисов:

  • Исправьте ошибки внутри групп (например, если в один кластер попали коммерческие и информационные запросы, разные по смыслу),
  • Объедините или разделите какие-то группы,
  • Проверьте, получилась ли логичная, двух-трех уровневая структура сайта (но это не железное правило, уровней может быть и больше, зависит от тематики и предложения сайта).

Помните! Никакие сервисы и программы не сделают точную, окончательную кластеризацию! Обязательно доделайте вручную, используя логику.

7.3. Выгрузите из сервисов полученный файл кластеризованного СЯ.


Итог этапа 7 – список всех ключевых фраз, сгруппированных в кластеры, повторяющие иерархическую структуру сайта!
Итог всей работы: полное семантическое ядро в excel-файле со всеми целевыми ключевыми фразами, сгруппированными в кластеры, отображающими структуру сайта, и с параметрами частотности, геозависимости и конкурентности по каждой фразе.