Как собрать полное семантическое ядро сайта
Этап 0. Создание структуры сайта
Этап 1. Сбор маркеров и стоп-слов
Этап 2. Парcинг маркеров через Key Collector
Этап 3. Выгрузка запросов видимости своего сайта и сайтов конкурентов
Этап 4. Объединение запросов в единый список
Этап 5. Чистка собранного СЯ
Этап 6. Проверка важных показателей запросов
Этап 7. Кластеризация СЯ
Этап 0. Создание структуры сайта с помощью mind-map
На предварительном этапе необходимо сделать структуру будущего сайта. Даже если сайт уже создан и у него имеется хорошая структура, чтобы собрать полное семантическое ядро, нужно представить, как бы выглядела максимально полная структура сайта. Конечно, не стоит вносить те товары / услуги или темы, которые никогда не будут продаваться / освещаться на сайте.
Основные правила составления:
- Mind-map не обязательно рисовать в какой-то специальной программе. Подойдет и обычный Excel-файл, в который занесутся все основные разделы сайта, категории/подкатегории товаров (например, если это сайт интернет-магазина), карточки товаров/услуг.
- Каждый раздел соответствует отдельной странице на сайте.
- Структура создается:
- на основе исследования конкурентов (смотрите, как устроены их сайты, какие присутствуют названия разделов, подразделов и делайте лучше).
- на основе спроса (смотрите сервис Wordstat, что ищут люди по вашей теме).
- После проведения кластеризации на этапе 5 обязательно вернитесь к структуре сайта, чтобы скорректировать (расширить или объединить какие-то категории)
- Формирование предварительной структуры сайта — важный этап сбора СЯ. Важно сделать максимально широкую структуру, чтобы не потерять важные запросы.
Этап 1. Сбор маркеров и стоп-слов
#Маркеры (маркерные запросы) — это основные высокочастотные (далее — ВЧ) поисковые фразы обычно одно- или двухсловные (иногда и трех!), которые полностью отвечают теме конкретной страницы.
1.1. Сбор маркеров осуществляется на основе структуры, сделанной на этапе 0, по каждому разделу/категории/карточке. Возьмите уже записанные названия, подумайте над их синонимами, похожими по сути фразами.
Например, в структуре записан раздел - Коврики для йоги. Возьмите также в маркеры - йога коврики, йога маты, спортивные коврики, коврики для спорта.
1.2. Помимо подбора маркеров для каждого раздела запланированной структуры, посмотрите на текущий сайт в целом (если он есть) и занесите в список:
- Названия подходящих пунктов меню и их синонимы,
- Названия пунктов из прайс-листа/каталога и их синонимы,
- Слова в текстах на сайте, которых нет в каталоге или прайс-листе — синонимы, похожие названия услуги/товара, уточнения, аббревиатуры и пр.,
- Общетематические фразы и слова для проекта (они могут не встречаться на сайте, нам ними нужно просто подумать).
1.3. Зайдите на сайты конкурентов и соберите по тому же принципу маркеры там. Анализируйте слова и фразы из:
- Каталога товаров / услуг
- Пунктов меню
- Пунктов из прайса
- Текстов на сайте.
Добавьте новые фразы к собранному списку фраз.
1.4. Продолжите сбор маркеров с помощью сервиса wordstat.yandex.ru
Ищем маркеры, которые могли бы пропустить. Для этого:
- Вставьте в строку поиска по одному собранные двух- и трехсловные маркеры и сократите их до одного главного слова. Запустите поиск.
- Проверьте левую колонку на предмет упущенных фраз. Например, для тематики «ремонт квартир», введите «ремонт» и сможете найти еще «ремонт однушки» или «ремонт студии», которых могли упустить на предыдущих шагах.
Новые собранные фразы добавьте в общий список маркеров.
1.5. На этом этапе расширьте список собранных маркеров:
- Подберите синонимы (коврик = мат, йога = фитнес, пилатес)
- Подумайте над схожими по смыслу выражениями (йогамат = фитнес коврик, тренировочный мат),
- Используйте глаголы вместо существительных и наоборот (купить = покупка, продажа),
- Вспомните аббревиатуры вашей тематике (компьютер = ПК) и жаргонизмы (ноутбук = ноут, стиральная машина = стиралка),
- Добавьте фразы с транслитерацией, где уместно (самсунг = samsung, тойота = toyota),
- Добавьте подсказки из выдачи Яндекса и Google по уже собранным маркерам. Для этого введите запрос в поисковике и внизу страницы увидите ссылки с похожими запросами.
- Пробуйте комбинации слов, чтобы не делать этого вручную - elama.ru/tools/keyword-generator Например, в 1 столбце слова: купить, выбрать, продажа, покупка; во 2 - йогамат, коврик, мат.
Все новые маркеры, полученные таким образом, добавляем в общий список.
1.6. Каждую фразу из итогового собранного списка по одной вбивайте в Wordstat и смотрите правую колонку с рекомендациями - там могут быть готовые неучтенные фразы или идеи для новых фраз.
1.7. Переходим к сбору минус-слов.
#Минус-слова - это те слова, которые не должны встречаться в ваших запросах.
Например, вы не продаете йога-коврики конкретной марки. Значит, название этой фирмы не должно встречаться ни в каком запросе, и оно будет являться минус-словом. Или вы не хотите, чтобы вас находили по “дешевым” запросам (“коврики для йоги дешево”, “недорогие йога маты” и т.п.). Таким образом, в минус-слова будут добавлены слова “недорого” и “дешево”.
Как собирать минус-слова?
- Подумать логически, запросы с какими словами вам неинтересны.
- На этапе 1.5. при сборе новых маркеров из Wordstat можно также обращать внимание на более низкочастотные запросы и смотреть, какие слова не относятся к вашей теме или не интересны вам для продвижения.
После этого создайте общий список, в котором содержатся минус-слова, которые могут относиться ко всем маркерам. Если какие-то минус-слова относятся только к конкретной фразе, то их в общий список не включайте, они останутся рядом с конкретной фразой в таком виде: купить йога коврик -salamander -саламандер -пробковый
1.7. В конце сделайте единый список всех собранных ВЧ маркеров (если еще не объединили их ранее) и проверьте его на релевантность сайту. Удалите явно ненужные фразы, если такие попали.
Этап 2. Парcинг маркеров через Key Collector
Далее необходимо воспользоваться программой Key Collector, чтобы собрать всевозможные фразы по собранным маркерам.
2.1. Добавьте в программу собранные общие минус-слова.
2.2. Запустите сбор фраз по Яндекс Вордстат и Гугд Эдвордс с учетом общих стоп-слов и минус-слов для каждого маркера.
2.3. Запустите сбор поисковых подсказок от Яндекса и Гугла.
Этап 3. Выгрузка запросов видимости своего сайта и сайтов конкурентов
На этом этапе требуется выяснить, по каким запросам виден наш сайт в поисковике сейчас (если он есть) и по каким сайты наших конкурентов.
3.1 Используйте сервис keys.so для получения информации по органической выдаче. На выходе получим список 2.
Если сайт функционирует и на нем установлен какой-либо счетчик (Яндекс Метрика, Google Analytics, LiveInternet), выгрузите фразы из их статистики и добавьте к списку 2.
3.2. Аналогичный образом проведите выгрузку из Keys.so для конкурентов (3-5 сайтов). Получим список 3.
Как правильно подобрать конкурентов?
- Выбирайте только те сайты, которые предлагают именно то, что и вы. Не просто сайт схожей тематики, а именно прямые конкуренты!
- Отберите для начала 10-15 сайтов, а зачем проверьте в сервисе keys.so, у кого из них больше всего запросов в ТОП-50 (сервис дает эти данные автоматически).
- Возьмите 3-5 таких сайтов и выгрузите их запросы по органической выдаче.
Этап 4. Объединение всех списков
Объедините списки 2 и 3, рассортируйте согласно сделанной вами группировке в Key Collector и добавьте их все в соответствующие группы в программу.
Этап 5. Чистка собранного СЯ
Проведите чистку ненужных запросов в программе Key Collector, в которую теперь добавлены все собранные запросы.
Как делается чистка СЯ?
- В первую очередь с помощью инструмента программы - Явные дубли, который удалит повторяющиеся запросы.
- Повторно используйте список общих Стоп-слов на все фразы.
- Используйте инструмент Анализ групп, чтобы все фразы временно объединить в группы по общему слову. Так вы сможете увидеть конкретное слово, запросы с которым вам не нужны.
- И наконец крайняя мера - вручную, просмотрев все собранные запросы и удалив ненужные.
Чистка СЯ – это самая муторная часть данной работы. Но сделать ее нужно максимально качественно! К сожалению, ее никак нельзя автоматизировать, нужно делать вручную, упростив себе работу лишь инструментами программы Key Collector!
Этап 6. Проверка частотности и конкурентности
6.1. Запустите в программе Key Collector проверку точной и базовой частотности по Вордстату («!»WS и WS).
6.2. Запустите расчет конкурентности запросов. Перед этим не забудьте добавить в настройки формулу расчета KEI:
Интерпретация результатов:
- До 20 – самые свободные запросы, неконкурентная среда.
- От 20 до 100 – простые запросы, по ним выйти в ТОП достаточно легко.
- От 100 до 200 – средний уровень конкуренции.
- От 200 до 500 – сложные запросы, нужно хорошо подумать, прежде чем браться за них.
- От 500 и выше – очень конкурентная тематика, продвигаться будет сложно.
6.3. Запустите определение геозависимости запросов.
6.4. Выгрузите все полученные данные из программы в файл.
Этап 7. Кластеризация СЯ
#Кластеризация СЯ - это группировка запросов в кластеры / группы и создание иерархической структуры сайта.
Первичную группировку вы уже провели, когда собирали маркеры (а потом и запросы в программе) по планируемой структуре сайта. Однако теперь структура расширилась, добавились новые запросы.
7.1. Проведите автоматическую группировку СЯ в сервисе Semparser (инструкция, как это делается, есть на сайте) или в программе Keyassort.
7.2. Сделайте ручную докластеризацию после работы сервисов:
- Исправьте ошибки внутри групп (например, если в один кластер попали коммерческие и информационные запросы, разные по смыслу),
- Объедините или разделите какие-то группы,
- Проверьте, получилась ли логичная, двух-трех уровневая структура сайта (но это не железное правило, уровней может быть и больше, зависит от тематики и предложения сайта).
7.3. Выгрузите из сервисов полученный файл кластеризованного СЯ.
Итог всей работы: полное семантическое ядро в excel-файле со всеми целевыми ключевыми фразами, сгруппированными в кластеры, отображающими структуру сайта, и с параметрами частотности, геозависимости и конкурентности по каждой фразе.