SMM-специалист

 

Кто это?

SMM-специалист продвигает компанию или бренд в социальных медиа. Цель работы специалиста по продвижению в соцсетях — привлекать и удерживать внимание аудитории, формировать имидж бренда и способствовать тому, чтобы подписчики в социальных сетях превращались в потребителей продукта компании

.
Важно! Человека, занимающегося в компании с соцсетями, часто называют также SMM-менеджером, SMM-администратором или контент-менеджером. В нашем понимании, это разные специалисты с разными обязанностями, а объединяет их одно — они работают с соцсетями.
В нашей статье, описывая SMM-специалиста, мы говорим сразу о нескольких разных функциях, которые обычно выполняет не один человек. Может выполнять и один — но это специалист высокого уровня. Его грамотнее называть SMM-маркетологом.
 

Направления работы для SMM-специалиста

В целом работа в социальных сетях делится на пять групп:

  • Маркетинг: определение и сегментация целевой аудитории, анализ конкурентов, разработка маркетинговых стратегий и планов;
  • Контент: планирование, создание и публикация материалов;
  • Аудитория: ведение переписки: ответы на вопросы, комментарии, обратная связь;
  • Продвижение: проведение рекламных кампаний, рассылки, привлечение подписчиков и прочее;
  • Аналитика: анализ результатов рекламных кампаний, отдельных каналов и мероприятий, оптимизация.

Все эти функции должен знать и по необходимости уметь выполнять только SMM-маркетолог. На практике, функции разных SMM-специалистов бывают и гораздо скромнее.


Часто компаниям, которые якобы ищут SMM-специалиста, на самом деле нужны более “простые” профессионалы. Это можно понять из обязанностей, указанных в объявлении, например:

  • Если сотрудник будет работать только с аудиторией сообщества в соцсетях, компании нужен просто SMM-администратор;
  • Если сотрудник будет работать с контентом соцсетей и аналитикой, нужен контент-менеджер или SMM менеджер. К его обязанностям может прибавиться еще и продвижение, причем часто, к сожалению, без общей стратегии;
  • Если специалист будет заниматься рекламой в соцсетях, то это “таргетолог”;
  • Если сотрудник будет работать одновременно с контентом, аудиторией, продвижением и аналитикой, нужен более продвинутый SMM-специалист (SMM-маркетолог).

Далее в статье мы говорим в самом широком смысле, то есть подразумеваем работу SMM-маркетолога. Если интересует другая роль, просто убираем необязательные функции :-).

 

Что делает?

Основные задачи специалиста по SMM:

  • Разрабатывать стратегию продвижения в социальных сетях Вконтакте, Фейсбук, Инстаграм, Одноклассники;
  • Составлять контент-планы и следить за их выполнением;
  • Реализовывать всю активность по продвижению бренда в социальных медиа (или следить за реализацией).

Задачи и должностные обязанности:

  • Определять и сегментировать целевую аудиторию;
  • Анализировать аудиторию: выявлять интересы и потребности;
  • Определять площадки с максимальной концентрацией целевой аудитории для активной работы;
  • Анализировать SMM-активность основных конкурентов и строить продвижение на отстройке от них;
  • Работать с контентом: составлять контент-планы по проектам и соцсетям, создавать, вести и развивать сообщества, создавать и оптимизировать контент;
  • Работать с аудиторией: отвечать на вопросы и комментарии пользователей, работать с негативными отзывами, проводить конкурсы, собирать обратную связь и анализировать потребности подписчиков;
  • Продвигать группы в соцсетях: организовывать конкурсы, проводить рекламные кампании, заказывать рекламу постов через биржи, оптимизировать страницы, работать с блогерами и лидерами мнений;
  • Анализировать эффективность продвижения в соцсетях: следить за результатами кампаний, эффективностью каналов и мероприятий, общей статистикой по проектам.

Что должен знать и уметь (компетенции и навыки)

Профессиональные навыки (hard skills)

Специалист по продвижению в соцсетях должен знать:


  • основные принципы маркетинга;
  • тренды диджитал-маркетинга;
  • особенности создания и продвижения контента в разных соцсетях: Вконтакте, Фейсбук, Инстаграм, Твиттер и другие;
  • правила копирайтинга;
  • правила настройки таргетированной рекламы.

SMM-специалист должен уметь сам или делегировать другим специалистам:


  • управлять сообществами в разных соцсетях;
  • работать с парсерами и рекламными кабинетами в социальных сетях;
  • работать с кабинетами в сервисах “общего управления соцсетями” и иными дополнительными инструментами;
  • составлять ТЗ на создание контента копирайтерам, дизайнерам, контент-менеджерам;
  • работать с лидерами мнений;
  • создавать контент для разных публикаций: тексты, изображения, аудио, видео, тесты, игры;
  • создавать и обрабатывать изображения;
  • работать с программами аналитики: Яндекс.Метрикой и Google Analytics;
  • оценивать эффективность продвижения в социальных медиа.

Неспециализированные, гибкие навыки (soft skills)

  • отлично владеть русским языком;
  • понимать поведение людей в социальных медиа;
  • организовывать и контролировать рабочий процесс;
  • грамотно формулировать и ставить задачи;
  • находить общий язык с пользователями разных соцсетей;
  • быть креативным.
 

Сколько зарабатывает (какая зарплата)

По данным портала hh.ru SMM-специалисты получают от 30 до 80 тысяч рублей.

Начинающий специалист по продвижению в соцсетях может рассчитывать на зарплату в 10-20 тысяч.

 

Где востребован специалист по SMM

Такие сотрудники нужны любым компаниям и отдельным специалистам, которые продвигают себя в социальных медиа или берут заказы на такое продвижение:

  • Коммерческим и государственным компаниям;
  • Частным специалистам, которые продвигаются через соцсети;
  • Известным личностям: звездам и лидерам мнений, которые с помощью социальных медиа поддерживают имидж и общаются с подписчиками;
  • Рекламным и диджитал-агентствам, которые ищут SMM-специалиста в штат.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Возможность работать удаленно

Многие специалисты по продвижению в соцсетях работают вне офиса;

Востребованная профессия

Интернет-пользователи все больше времени проводят в социальных медиа — общаются, читают новости и покупают. Поскольку они и так всегда на связи в соцсетях, то и взаимодействовать с брендами им часто удобнее там же: пользователи задают вопросы, оставляют отзывы или комментируют публикации. Поэтому спрос на SMM-щиков растет;

Творческая работа

SMM-специалисты работают с разными соцсетями и контентом, анализируют поведение пользователей и общаются с ними, взаимодействуют с лидерами мнений и ориентируются в трендах диджитал-маркетинга.

Минусы

Размытость специальности

Компании по-разному видят работу специалистов по продвижению в соцсетях. Некоторые ожидают от сотрудника создание контента для сообщества, другие — исключительно общения с подписчиками. В итоге у сотрудника и работодателя не совпадают ожидания по квалификации и зарплате;

Ненормированный рабочий график

Пользователи взаимодействуют с соцсетями каждый день и в любое время, ожидая от администраторов сообществ оперативной реакции;

Загруженность

SMM-маркетолог выполняет функции нескольких более узких специалистов, например, копирайтера, контент-менеджера и SMM-администратора.
 

Уровень сложности профессии

В зависимости от того, говорим мы про администратора соцсетей или SMM-маркетолога, профессию можно оценивать от “легкой” до “средней сложности”. Правда, сложность профессии опытного SMM-маркетолога уже выше средней.
 

Перспективы профессии

Востребованность и перспективы

SMM-специалист — один из самых востребованных сотрудников в интернет-маркетинге.

Сегодня в большинстве компаний сегмента “b2c” (ориентированных на продажи физлицам) понимают, что сайта и контекстной рекламы для продвижения в интернете недостаточно, поэтому активно используют соцсети. Учитывая, что популярность социальных медиа со временем только растет, SMM-щики в ближайшие несколько лет продолжат быть востребованными.


Карьерный рост

Специалисты по продвижению в соцсетях без опыта, как правило, начинают карьеру с вакансий младшего или помощника SMM-специалиста в компании или на фрилансе. Позже они дорастают до полноценного специалиста по продвижению в социальных медиа.

Со временем специалист по SMM возглавляет отдел по продвижению в соцсетях, берет больше проектов или открывает собственное SMM-агентство. Если специалист более глубоко изучит маркетинг, например, освоит контекстную и таргетированную рекламу, SEO-оптимизацию и системы аналитики, он может переквалифицироваться в интернет-маркетолога или открыть агентство по комплексному продвижению в интернете. Если SMM-маркетолог больше углубится в контент, то может вырасти в контент-маркетолога, в функциях которого может остаться контроль над соцсетями.

 

Что еще может уметь SMM-специалист, чтобы увеличить свою ценность

  1. Владеть дополнительными навыками интернет-маркетинга: настраивать контекстную рекламу, заниматься SEO-оптимизацией сайтов;
  2. Писать более объемные тексты: не только для публикаций в соцсетях, но и на другие платформы;
  3. Профессионально работать с графредакторами и программами для обработки видео.
 

Как и где найти работу без опыта

  • В тематических сообществах и пабликах в социальных сетях;
  • На сайтах для поиска работы;
  • На биржах фриланса и удаленной работы;
  • В Телеграм-каналах;
  • Через свои страницы в соцсетях: расскажите, что хотите заниматься SMM-продвижением, и кратко опишите свои навыки и опыт;
  • Через сайт-портфолио: сверстайте лендинг, напишите о своем опыте продвижения в соцсетях, покажите портфолио;
  • Через предложение компании своих SMM-услуг: напишите в организацию, у которой, на ваш взгляд, есть проблемы с ведением соцсетей. Расскажите, чем вы можете быть полезны.

Скачать подборку площадок для поиска удаленной работы

 

Чему учиться, чтобы стать SMM-специалистом с нуля

Научиться продвижению в соцсетях не очень сложно: для этого не нужно иметь журналистское образование или большой опыт в маркетинге. Тем не менее, чтобы стать универсальным специалистом, вы должны получить навыки работы по всем четырем SMM-направлениям: контенту, аудитории, продвижению и аналитикой.

Стоит начать с изучения принципов маркетинга и специфики продвижения в социальных медиа. Нужно познакомиться с инструментами для SMM-продвижения, требованиями к контенту и особенностями аудитории в разных соцсетях. Желательно овладеть базовыми навыками копирайтинга: научиться писать сильный, убедительный текст.

После этого можно перейти к практическим задачам:

  • создавать стратегию продвижения в соцсетях;
  • составлять контент-план;
  • создавать и публиковать разные виды контента: тексты, изображения, видео и другие;
  • составлять ТЗ на создание контента;
  • взаимодействовать с аудиторией сообщества;
  • проводить рекламные кампании в соцсетях;
  • оценивать качество контента и эффективность продвижения в социальных медиа.

Базовые знания, необходимые для работы SMM-специалистом, можно получить на нашем курсе: