Кто это?
SMM-специалист продвигает компанию или бренд в социальных медиа. Цель работы специалиста по продвижению в соцсетях — привлекать и удерживать внимание аудитории, формировать имидж бренда и способствовать тому, чтобы подписчики в социальных сетях превращались в потребителей продукта компании
.В нашей статье, описывая SMM-специалиста, мы говорим сразу о нескольких разных функциях, которые обычно выполняет не один человек. Может выполнять и один — но это специалист высокого уровня. Его грамотнее называть SMM-маркетологом.
Направления работы для SMM-специалиста
В целом работа в социальных сетях делится на пять групп:
- Маркетинг: определение и сегментация целевой аудитории, анализ конкурентов, разработка маркетинговых стратегий и планов;
- Контент: планирование, создание и публикация материалов;
- Аудитория: ведение переписки: ответы на вопросы, комментарии, обратная связь;
- Продвижение: проведение рекламных кампаний, рассылки, привлечение подписчиков и прочее;
- Аналитика: анализ результатов рекламных кампаний, отдельных каналов и мероприятий, оптимизация.
Все эти функции должен знать и по необходимости уметь выполнять только SMM-маркетолог. На практике, функции разных SMM-специалистов бывают и гораздо скромнее.
Часто компаниям, которые якобы ищут SMM-специалиста, на самом деле нужны более “простые” профессионалы. Это можно понять из обязанностей, указанных в объявлении, например:
- Если сотрудник будет работать только с аудиторией сообщества в соцсетях, компании нужен просто SMM-администратор;
- Если сотрудник будет работать с контентом соцсетей и аналитикой, нужен контент-менеджер или SMM менеджер. К его обязанностям может прибавиться еще и продвижение, причем часто, к сожалению, без общей стратегии;
- Если специалист будет заниматься рекламой в соцсетях, то это “таргетолог”;
- Если сотрудник будет работать одновременно с контентом, аудиторией, продвижением и аналитикой, нужен более продвинутый SMM-специалист (SMM-маркетолог).
Далее в статье мы говорим в самом широком смысле, то есть подразумеваем работу SMM-маркетолога. Если интересует другая роль, просто убираем необязательные функции :-).
Что делает?
Основные задачи специалиста по SMM:
- Разрабатывать стратегию продвижения в социальных сетях Вконтакте, Фейсбук, Инстаграм, Одноклассники;
- Составлять контент-планы и следить за их выполнением;
- Реализовывать всю активность по продвижению бренда в социальных медиа (или следить за реализацией).
Задачи и должностные обязанности:
- Определять и сегментировать целевую аудиторию;
- Анализировать аудиторию: выявлять интересы и потребности;
- Определять площадки с максимальной концентрацией целевой аудитории для активной работы;
- Анализировать SMM-активность основных конкурентов и строить продвижение на отстройке от них;
- Работать с контентом: составлять контент-планы по проектам и соцсетям, создавать, вести и развивать сообщества, создавать и оптимизировать контент;
- Работать с аудиторией: отвечать на вопросы и комментарии пользователей, работать с негативными отзывами, проводить конкурсы, собирать обратную связь и анализировать потребности подписчиков;
- Продвигать группы в соцсетях: организовывать конкурсы, проводить рекламные кампании, заказывать рекламу постов через биржи, оптимизировать страницы, работать с блогерами и лидерами мнений;
- Анализировать эффективность продвижения в соцсетях: следить за результатами кампаний, эффективностью каналов и мероприятий, общей статистикой по проектам.
Что должен знать и уметь (компетенции и навыки)
Профессиональные навыки (hard skills)
Специалист по продвижению в соцсетях должен знать:
- основные принципы маркетинга;
- тренды диджитал-маркетинга;
- особенности создания и продвижения контента в разных соцсетях: Вконтакте, Фейсбук, Инстаграм, Твиттер и другие;
- правила копирайтинга;
- правила настройки таргетированной рекламы.
SMM-специалист должен уметь сам или делегировать другим специалистам:
- управлять сообществами в разных соцсетях;
- работать с парсерами и рекламными кабинетами в социальных сетях;
- работать с кабинетами в сервисах “общего управления соцсетями” и иными дополнительными инструментами;
- составлять ТЗ на создание контента копирайтерам, дизайнерам, контент-менеджерам;
- работать с лидерами мнений;
- создавать контент для разных публикаций: тексты, изображения, аудио, видео, тесты, игры;
- создавать и обрабатывать изображения;
- работать с программами аналитики: Яндекс.Метрикой и Google Analytics;
- оценивать эффективность продвижения в социальных медиа.
Неспециализированные, гибкие навыки (soft skills)
- отлично владеть русским языком;
- понимать поведение людей в социальных медиа;
- организовывать и контролировать рабочий процесс;
- грамотно формулировать и ставить задачи;
- находить общий язык с пользователями разных соцсетей;
- быть креативным.
Сколько зарабатывает (какая зарплата)
По данным портала hh.ru SMM-специалисты получают от 30 до 80 тысяч рублей.
Начинающий специалист по продвижению в соцсетях может рассчитывать на зарплату в 10-20 тысяч.
Где востребован специалист по SMM
Такие сотрудники нужны любым компаниям и отдельным специалистам, которые продвигают себя в социальных медиа или берут заказы на такое продвижение:
- Коммерческим и государственным компаниям;
- Частным специалистам, которые продвигаются через соцсети;
- Известным личностям: звездам и лидерам мнений, которые с помощью социальных медиа поддерживают имидж и общаются с подписчиками;
- Рекламным и диджитал-агентствам, которые ищут SMM-специалиста в штат.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Возможность работать удаленно
Востребованная профессия
Творческая работа
Минусы
Размытость специальности
Ненормированный рабочий график
Загруженность
Уровень сложности профессии
Перспективы профессии
Востребованность и перспективы
SMM-специалист — один из самых востребованных сотрудников в интернет-маркетинге.
Сегодня в большинстве компаний сегмента “b2c” (ориентированных на продажи физлицам) понимают, что сайта и контекстной рекламы для продвижения в интернете недостаточно, поэтому активно используют соцсети. Учитывая, что популярность социальных медиа со временем только растет, SMM-щики в ближайшие несколько лет продолжат быть востребованными.
Карьерный рост
Специалисты по продвижению в соцсетях без опыта, как правило, начинают карьеру с вакансий младшего или помощника SMM-специалиста в компании или на фрилансе. Позже они дорастают до полноценного специалиста по продвижению в социальных медиа.
Со временем специалист по SMM возглавляет отдел по продвижению в соцсетях, берет больше проектов или открывает собственное SMM-агентство. Если специалист более глубоко изучит маркетинг, например, освоит контекстную и таргетированную рекламу, SEO-оптимизацию и системы аналитики, он может переквалифицироваться в интернет-маркетолога или открыть агентство по комплексному продвижению в интернете. Если SMM-маркетолог больше углубится в контент, то может вырасти в контент-маркетолога, в функциях которого может остаться контроль над соцсетями.
Что еще может уметь SMM-специалист, чтобы увеличить свою ценность
- Владеть дополнительными навыками интернет-маркетинга: настраивать контекстную рекламу, заниматься SEO-оптимизацией сайтов;
- Писать более объемные тексты: не только для публикаций в соцсетях, но и на другие платформы;
- Профессионально работать с графредакторами и программами для обработки видео.
Как и где найти работу без опыта
- В тематических сообществах и пабликах в социальных сетях;
- На сайтах для поиска работы;
- На биржах фриланса и удаленной работы;
- В Телеграм-каналах;
- Через свои страницы в соцсетях: расскажите, что хотите заниматься SMM-продвижением, и кратко опишите свои навыки и опыт;
- Через сайт-портфолио: сверстайте лендинг, напишите о своем опыте продвижения в соцсетях, покажите портфолио;
- Через предложение компании своих SMM-услуг: напишите в организацию, у которой, на ваш взгляд, есть проблемы с ведением соцсетей. Расскажите, чем вы можете быть полезны.
Чему учиться, чтобы стать SMM-специалистом с нуля
Научиться продвижению в соцсетях не очень сложно: для этого не нужно иметь журналистское образование или большой опыт в маркетинге. Тем не менее, чтобы стать универсальным специалистом, вы должны получить навыки работы по всем четырем SMM-направлениям: контенту, аудитории, продвижению и аналитикой.
Стоит начать с изучения принципов маркетинга и специфики продвижения в социальных медиа. Нужно познакомиться с инструментами для SMM-продвижения, требованиями к контенту и особенностями аудитории в разных соцсетях. Желательно овладеть базовыми навыками копирайтинга: научиться писать сильный, убедительный текст.
После этого можно перейти к практическим задачам:
- создавать стратегию продвижения в соцсетях;
- составлять контент-план;
- создавать и публиковать разные виды контента: тексты, изображения, видео и другие;
- составлять ТЗ на создание контента;
- взаимодействовать с аудиторией сообщества;
- проводить рекламные кампании в соцсетях;
- оценивать качество контента и эффективность продвижения в социальных медиа.
Базовые знания, необходимые для работы SMM-специалистом, можно получить на нашем курсе: