SEO-специалист

 

Кто это?

Это специалист, который продвигает сайт компании через поисковые системы: прежде всего, Google и Яндекс. Основная его задача — сделать так, чтобы сайт занимал как можно более высокие позиции в поисковых системах. В результате работы SEO-специалиста на сайт заходит больше пользователей, то есть посещаемость сайта растет.

 

Что делает?

 

Главные (глобальные) задачи SEO-специалиста:

  • Следить за требованиями поисковых систем и выявлять факторы ранжирования, которые влияют на распределение сайтов по позициям в результатах выдачи;
  • Оптимизировать сайты, то есть приводить их в соответствие с требованиями Яндекса и Google.

Задачи и должностные обязанности:

  • Проводить аудиты и выявлять проблемные места на сайте, мешающие его продвижению;
  • Исследовать сайты конкурентов и проводить сравнительные анализы;
  • Планировать работу по оптимизации с учетом проведенных аудитов и конкурентных анализов. Расставлять приоритеты в планах так, чтобы быстрее получать первые результаты;
  • Изучать поисковый спрос. Собирать семантическое ядро — список всех поисковых запросов/ключевых фраз, которые пользователи используют в данной нише или тематике. Структурировать сайт на основе спроса: выстраивать сайт так, чтобы пользователи без проблем находили нужное;
  • Улучшать технические показатели, например, чтобы сайт хорошо индексировался и быстро загружался. Избавляться от “битых” ссылок, не отображающихся страниц сайта, и устранять другие технические ошибки на сайте вроде проблем в верстке или “грязного” кода;
  • Делать сайт удобным, чтобы пользователю было легко с ним взаимодействовать: находить и воспринимать информацию на сайте, ориентироваться и перемещаться по нему. Следить, чтобы у сайта был хороший, “не отталкивающий” дизайн. Особенно важно сделать удобную мобильную версию сайта;
  • Работать с наполнением сайта: убедиться, что контент полезен пользователям, информативен и соответствует требованиям SEO-оптимизации. По необходимости вносить корректировки, часто масштабные, в наполнение сайта;
  • Заниматься внешним продвижением сайта: работать над упоминаниями и присутствием сайта в иных ресурсах интернета, например, на сайтах, в каталогах и справочниках, на форумах и в соцсетях;
  • Проводить мониторинг и заниматься аналитикой: SEO-специалист обязан постоянно отслеживать как состояние сайта, так и эффективность и результаты проведенных работ;
  • Следить за изменениями в работе поисковых систем: они могут менять алгоритмы. Корректировать планы и приоритеты.

Что должен знать и уметь?

Профессиональные навыки (hard skills)

SEO-специалист должен знать:

  • алгоритмы работы поисковых систем и факторы ранжирования;
  • технические требования к сайту;
  • правила юзабилити (удобство пользования сайтами);
  • правила копирайтинга и сильного текста;
  • этапы оптимизации сайта;
  • HTML и CSS на базовом уровне;
  • правила и риски внешнего продвижения;
  • базовые правила маркетинга;
  • методы альтернативного продвижения сайта;
  • тенденции развития SEO.

И уметь:

  • проводить тематический и конкурентный анализ;
  • проводить аудиты сайтов: технические, юзабилити, контентные, коммерческие;
  • готовить ТЗ другим специалистам: программистам, дизайнерам, верстальщикам;
  • готовить ТЗ на контент: например, на написание текстов;
  • собирать семантику и делать семантическую карту сайта;
  • планировать и делать внутреннюю перелинковку и навигацию по сайту;
  • работать со специализированными сервисами, особенно с сервисами аналитики самих поисковых систем. Проверять состояние сайта в Яндекс.Вебмастере и Google Search Console, отслеживать посещаемость сайта и поведение пользователей в Яндекс.Метрике и Google Analytics;
  • работать с CMS: оформлять и редактировать контент сайта. Нужно уметь работать по крайней мере с самыми популярными системами управления сайтов: WordPress, Joomla, ModX, Drupal, Bitrix, OpenCart.

Неспециализированные, гибкие навыки (soft skills)

  • организовывать и контролировать рабочий процесс;
  • взаимодействовать с людьми;
  • правильно формулировать и ставить задачи и цели;
  • анализировать и делать выводы (обладать аналитическим складом ума).
 

Сколько зарабатывает (какая зарплата)

По данным hh.ru SEO-специалисты получают от 30 до 200 тысяч рублей. Начинающий специалист может рассчитывать на зарплату в 30-60 тыс.руб.

Помощник SEO-шника получает от 10 до 30 тысяч рублей.

Частный специалист может рассчитывать на доход в 15-20 тысяч с одного клиента.

 

Где востребован SEO-специалист

  1. В агентствах интернет-маркетинга, в студиях веб-дизайна и разработки;
  2. В бизнесе, где нужен штатный “in-house” специалист, например, для ведения сайтов или нескольких проектов;
  3. В контент-проектах и на информационных сайтах в зависимости от возможностей и уровня проекта;
  4. На иных площадках в интернете: в специализированных сервисах, на платформах;
  5. В частной практике.

В целом, в любом интернет-проекте, цель которого — повысить посещаемость из поисковых систем.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Удаленная работа

Многие вакансии на должность специалиста по продвижению сайтов не предполагают присутствие в офисе;

Высокая оплата

SEO-специалист — одна из самых прибыльных профессий в диджитал-маркетинге. Начинающий SEO-шник получает больше начинающего копирайтера или контент-менеджера. Опытные же специалисты по поисковому продвижению получают по 80-150 тысяч рублей;

Востребованность профессии

Каждый день в интернете появляются новые сайты, и чтобы продолжить привлекать трафик в условиях конкуренции, нужны SEO-специалисты;

Перспективы

Кроме востребованности сейчас, это и очень перспективная профессия - спрос на специалистов будет только расти, вместе с усложнением алгоритмов Яндекса и Google.

Минусы

Монотонная работа

Многие действия по оптимизации сайтов повторяются от проекта к проекту;

Нет конца

Невозможность “окончательного завершения процесса и оценки своего труда”: “дооптимизировать” сайт до идеала, и “завершить работу” нельзя, это постоянный процесс;

Регулярное обучение

Необходимость регулярно обновлять знания, потому что алгоритмы поисковых машин меняются. Специалист по поисковому продвижению постоянно отслеживает изменения и подстраивает сайты под них;

Непрозрачность алгоритмов

Непрозрачность алгоритма поисковой системы: из-за этого невозможно объективно оценить проведенную работу. Бывает, что "все сделали правильно", а сайт не растет. Даже у опытных SEO-шников.
 

Уровень сложности профессии

Я считаю,что SEO-специалист — самая сложная профессия в интернет-маркетинге. Потому что предполагает владение множеством навыков, и, по сути, включает в себя несколько отдельных “мини-профессий”. Но зато высокооплачиваемая, интересная и перспективная.

 

Перспективы профессии

Востребованность и перспективы

SEO-специалист — одна из самых востребованных диджитал-профессий по данным портала по поиску работы hh.ru. Все больше компаний создают сайты и стремятся их развивать: поддерживать в рабочем состоянии, выводить на более высокие позиции в поисковой выдаче и оптимизировать. Для этого они нанимают специалистов по поисковому продвижению или подрядчиков — маркетинговые агентства.


Карьерный рост

Для новичка путь начинается с помощника специалиста (junior). Далее middle и senior. Карьерный рост “готового” специалиста по продвижению сайтов обычно горизонтальный: SEO-шник со временем берет больше проектов, возглавляет SEO-отдел или создает собственное агентство.

Что еще может уметь SEO-специалист, чтобы увеличить свою ценность

  1. Владеть и другими навыками интернет-маркетинга: использовать иные источники привлечения трафика, например, контекстную рекламу, работать с социальными медиа (SMM), верстать сайты;
  2. Владеть маркетингом на более высоком уровне: например, уметь определять целевую аудиторию и работать с ней, разбираться в позиционировании и конкурентном анализе, уметь формулировать и продвигать УТП;
  3. Владеть языками программирования;
  4. Создавать разные типы контента: прежде всего тексты, но и видео, аудио.
 

Как и где найти работу без опыта

  • В тематических сообществах и пабликах в социальных сетях;
  • На сайтах для поиска работы;
  • На биржах фриланса и удаленной работы;
  • В Телеграм-каналах;
  • Через свои страницы в соцсетях: напишите в соцсетях, что ищете работу SEO-специалиста, и кратко опишите свой опыт, даже если он небольшой.
  • Через свой лендинг: сверстайте простой сайт, опишите на нем свой опыт и покажите портфолио.
  • Через прямое обращение к компании: предложить свои услуги организации, чей сайт находится на низких позициях в поисковой выдаче.

Скачать подборку площадок для поиска удаленной работы

 

Чему учиться, чтобы стать SEO-специалистом с нуля

Всему, что упоминалось выше.

Начинать стоит с азов: изучить, что влияет на позиции сайта, факторы ранжирования, теорию поискового продвижения. Для начала посмотрите видео внизу страницы.

Далее, практика:

  • проводить аудиты: проверять индексацию сайта; проводить конкурентный анализ;
  • готовить ТЗ;
  • собирать семантическое ядро; составлять карту релевантности;
  • работать с CMS; делать внутреннюю оптимизацию страницы;
  • оптимизировать контент: тексты, изображения;
  • работать с сервисами аналитики и статистики;
  • оценивать эффективность проведенных мероприятий.

Всем необходимым для работы навыкам вы можете научиться на нашем курсе: