Кто это?
Существует достаточно разрозненная информация насчет того, кто такой трафик или лид менеджер. Многие под этими двумя профессиями понимают одно и то же. Я лично вижу это немного по-разному, и в наших материалах мы будет рассматривать эти профессии именно в данном формате.
Трафик-менеджер — это специалист, который отвечает за привлечение новых посетителей на сайт (т.е. он отвечает сугубо за трафик). Он владеет разными инструментами привлечения трафика на сайт, в основном платными, рекламными каналами (хотя это и не железное ограничение, и хорошо, если он владеет и условно бесплатными каналами привлечения пользователей, например SEO). Иными словами, на трафике его работа и заканчивается. Такие сотрудники иногда имеют даже более узкие функции: например, часто можно встретить вакансии “трафик-менеджер/специалист по контекстной рекламе”, “трафик-менеджер/таргетолог” и подобные.
У лид-менеджера есть еще задача превращать этот трафик в лиды (заявки, звонки, обращения). То есть он еще отвечает за конверсию сайта (превращения посетителей в потенциальные клиенты, которые обратились в компанию, или сделали другое целевое действие, подписались на рассылку, например). Он, соответственно, занимается еще и сайтом (по крайней мере предлагает решения и следить за их внедрением), т.к. коэффициент конверсионности сайта очень важный показатель его работы.
Что делает?
Основные задачи трафик-менеджера:
- Составлять и реализовывать план по привлечению аудитории на сайт;
- Контролировать выполнение плана, анализировать эффективность работы отдельных инструментов привлечения трафика;
- Если говорить о лид-менеджере, то к его основным задачам добавляется контроль и повышение конверсии сайта, т.е. рост количества целевых действий на сайт.
Задачи и должностные обязанности лид-менеджера:
- Создавать план привлечения трафика: выбирать площадки, инструменты и методы;
- Определять и контролировать бюджет кампаний;
- Запускать и работать с разными каналами трафика - например, контекстная и таргетированная реклама: управлять запуском в Яндекс.Директе, Google Adwords, во Вконтакте, Фейсбуке, Инстаграме, MyTarget;
- Выдвигать гипотезы и проводить A/B-тесты для улучшения результата;
- Отслеживать показатели в Яндекс.Метрике и Google Analytics и оптимизировать кампании;
- Перестраивать и корректировать кампании при необходимости, запускать новые, внедрять новые каналы и инструменты;
- Составлять ТЗ копирайтерам, контент-менеджерам, дизайнерам и другим специалистам, работающим над кампанией;
- Оптимизировать расходы на достижение поставленных KPI;
- Отслеживать и оптимизировать коэффициент конверсии сайта: предлагать и внедрять варианты роста конверсии, в т.ч. выдвигать гипотезы и проводить тесты.
Задачи трафик менеджера те же, за исключением работы с конверсией сайта.
Что должен знать и уметь (компетенции и навыки)
Профессиональные навыки (hard skills)
Специалист по привлечению трафика должен знать:
- инструменты таргетинга, способы привлечения аудитории из соцсетей;
- особенности работы с рекламными кабинетами в соцсетях;
- тонкости работы с системами контекстной рекламы: Яндекс Директ и Google Ads;
- правила настройки рекламных кабинетов контекстной рекламы;
- базовые правила SEO-оптимизации;
- базовые правила копирайтинга;
- основные термины диджитал-маркетинга: CTR, CAC, LTV, CPC, CPA, CTR и прочие;
Трафик-менеджер должен уметь:
- привлекать пользователей из соцсетей, систем контекстной рекламы, иных источников трафика (блоги, CPA и партнерские сети, системы тизерной рекламы, RTB и прочие специализированные рекламные платформы и многие “мелкие” каналы);
- оценивать качество трафика;
- оптимизировать кампании и расходы на них;
- работать с дополнительными инструментами для автоматизации и оптимизации работы с рекламными каналами;
- создавать и обрабатывать изображения (для того чтобы делать более привлекательные рекламные креативы);
- работать с программами аналитики.
Неспециализированные, гибкие навыки (soft skills)
- грамотный русский язык (рекламные объявления с ошибками вызовут недоверие);
- способность анализировать (для постоянной оптимизации рекламных кампаний);
- организованность и способность работать в режиме многозадачности.
Сколько зарабатывает (какая зарплата)
По данным портала hh.ru опытные трафик-менеджеры получают от 30 до 150 тысяч рублей.
Начинающий специалист по привлечению трафика может рассчитывать на зарплату в 20-30 тысяч.
Помощник специалиста зарабатывает от 10 - 30 т.р./мес.
Где востребован лид-менеджер
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Возможность работать удаленно
Востребованная профессия
Высокая оплата
Минусы
Необходимость разбираться во всех источниках трафика
Загруженность
Необходимость постоянно учиться
Уровень сложности профессии
Перспективы профессии
Востребованность и перспективы
В ближайшем будущем на трафик-менеджеров будет сохраняться спрос, потому что в условиях конкуренции сайтам становится сложнее привлечь и удержать аудиторию. Поскольку трафик на сайт — это возможные будущие покупатели, компании продолжат вкладывать деньги в его привлечение и будут искать грамотных специалистов в этой сфере.
Карьерный рост
Трафик и лид-менеджеры обычно начинают карьеру с должности помощника. Также можно начать работать с привлечением трафика с более узкой специальности: например, со специалиста по контекстной или таргетированной рекламе.
Они могут выбрать для старта карьеры работу в штате или на фрилансе, когда специалист ведет один или несколько проектов по привлечению трафика самостоятельно.
Следующий шаг развития для трафик-менеджера - лид-менеджер, а для него самого самый логичным вариантом будет стать интернет маркетологом. Или “свободное плавание” и частная практика или свой бизнес.
Что еще может уметь трафик-менеджер, чтобы увеличить свою ценность
- Владеть дополнительными навыками интернет-маркетинга, например, разбираться в SEO-оптимизации;
- Владеть менее популярными инструментами трафика, кроме основных (таргет в соцсетях и контекст в Яндексе и Google);
- Уметь вести переговоры, чтобы договариваться о выгодных условиях размещения рекламы на сторонних площадках;
- Экспериментировать и искать нестандартные методы привлечения трафика.
Как и где найти работу без опыта
- В тематических сообществах и пабликах в социальных сетях;
- На сайтах для поиска работы;
- На биржах фриланса и удаленной работы;
- В Телеграм-каналах;
- Через личную страницу в социальной сети: напишите, что ищете работу трафик-менеджера, и расскажите, что уже умеете.
- Через лендинг: сверстайте простой сайт, кратко опишите на нем опыт в привлечении трафика и покажите портфолио.
- Через прямое обращение к компании: напишите в организацию, где вам было бы интересно работать, опишите свой опыт и предложите услуги трафик-менеджера.
Чему учиться, чтобы стать трафик-менеджером с нуля
Начать можно с основ: разобраться, какие есть источники трафика и способы его привлечь.
Далее разобраться в принципах работы двух базовых источников трафика: реклама в социальных сетях и в поисковых системах.
Важно не просто понять, как увеличить количество посетителей сайта, а как привлечь на сайт именно целевых пользователей, т.е. тех, кто впоследствии с высокой вероятностью станет потребителями.
Далее можно начать практиковаться:
- настраивать и запускать кампании в соцсетях;
- настраивать и запускать кампании в Яндекс и Гугл;
- рассчитывать бюджет кампании;
- работать аналитикой в Яндекс.Метрике и Google Analytics.