Контент-маркетолог

 

Кто это?

Чтобы производство и размещение контента не было хаотичным, а подчинялось единой стратегии и было направлено на достижение конкретных целей, компании и нужен контент-маркетолог.

Контент-маркетолог — это специалист, который отвечает за весь контент, который производит компания: наполнение сайта и соцсетей, рассылки и презентации, публичные выступления и обучающие материалы.

Его нельзя путать с контент-менеджером или SMM-щиком, потому что контент-маркетолог — это стратег, который занимается комплексной маркетинговой работой, а не просто написанием и публикацией текстов.

Цель контент-маркетолога — следить за тем, чтобы контент был полезен потребителям, а также формировал и поддерживал нужный имидж компании.

 

Что делает?

Основные задачи контент-маркетолога:

  • Разрабатывать стратегию контент-маркетинга;
  • Контролировать реализацию стратегии: управлять командой, отслеживать результаты.

Задачи и должностные обязанности:

  • Анализировать целевую аудиторию: выявлять интересы и проблемы, выяснять, какой контент ей нужен;
  • Управлять контентом в разных каналах: на сайте, в соцсетях, рассылках, корпоративном блоге и на посторонних ресурсах, то есть распространением контента бренда не на своих площадках;
  • Составлять контент-планы для каждого канала и следить за их выполнением;
  • Взаимодействовать с узкими специалистами, которые создают контент: копирайтерами, SMM-менеджерами, верстальщиками, контент-менеджерами;
  • Работать с системами аналитики: следить за количеством подписок и отписок, трафиком на сайт, числом лидов, количеством заказов и прочими показателями эффективности контент-маркетинга;
  • Оценивать эффективность контент-маркетинга и при необходимости вносить изменения в стратегию.

Что должен знать и уметь?

Профессиональные навыки (hard skills)

Специалист по контент-маркетингу должен знать:


  • основные принципы маркетинга в целом и диджитал-маркетинга в частности;
  • особенности создания контента для разных каналов: соцсетей, сайта, рассылок и других;
  • принципы работы с разными каналами контент-маркетинга;
  • методы продвижения контента;
  • правила копирайтинга и “сильного” контента;
  • HTML и CSS на базовом уровне;
  • основные методы SEO-оптимизации;
  • критерии подбора внешних площадок для размещения собственного контента.

Контент-маркетолог должен уметь:


  • составлять ТЗ на создание контента другим специалистам: копирайтерам, контент-менеджерам, дизайнерам;
  • работать с CMS;
  • работать с инструментами продвижения контента;
  • работать с лидерами мнений;
  • работать с системами аналитики и мониторинга.

Неспециализированные, гибкие навыки (soft skills)

  • организовывать и контролировать рабочий процесс;
  • грамотно формулировать и ставить задачи;
  • управлять командой;
  • работать над несколькими проектами одновременно;
  • иметь аналитический склад ума;
  • обладать деловым этикетом.
 

Сколько зарабатывает (какая зарплата)

По данным портала hh.ru контент-маркетологи получают от 40 до 100 тысяч рублей.

Зарплата начинающего специалиста по контент-маркетингу составляет 20-40 тысяч.

 

Где востребован контент-маркетолог

Специалисты по контент-маркетингу нужны компаниям, которые создают разнообразный контент для нескольких каналов сразу: на сайт, в соцсети, рассылки и для других. Также контент-маркетологи востребованы в организациях, к которым за этими услугами обращаются клиенты, к примеру:

  • В коммерческих организациях;
  • В медиа;
  • На информационных сайтах;
  • В рекламных и диджитал-агентствах, которые ищут контент-маркетолога в штат;
  • Частным специалистам, которым нужен работник для ведения комплексного контент-маркетинга.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Удаленная работа

Во многих контент-маркетологи работают из дома;

Востребованная профессия

Убедить аудиторию прямой рекламой становится все труднее, поэтому компании прибегают к более сложным методам продвижения, в том числе, к контент-маркетингу. Эффект от него не такой быстрый и очевидный, но контент работает на перспективу: поддерживает имидж бренда, представляет для пользователя ценность сам по себе и формирует таким образом доверие к бренду. Поэтому для компаний контент-маркетологи — ценные стратегические специалисты;

Разнообразная работа

Контент-маркетологи решают разные задачи сразу в нескольких областях. Например, управляют копирайтерами, дизайнерами и SMM-специалистами, формируют стратегию контент-маркетинга и следят за ее выполнением. Контент-маркетологи развиваются в разных направлениях диджитал-маркетинга и постоянно учатся новому.

Минусы

Неясность обязанностей

Кмпании по-разному воспринимают суть работы контент-маркетологов. Часто организации публикуют вакансии с названием “контент-маркетолог”, но с обязанностями контент-менеджера или SMM-администратора. Из-за размытого определения профессии у сотрудника и работодателя могут отличаться ожидания по нагрузке, квалификации и зарплате;

Загруженность и высокая ответственность

Контент-маркетолог отвечает за успешность выбранной стратегии и за ее реализацию, управляет сразу несколькими узкими специалистами. Он не всегда самостоятельно решает прикладные задачи (вроде ведения соцсетей или написания текстов на сайт), но обязан сделать так, чтобы в назначенный срок вся работа была выполнена;

Необходимость разбираться во многих аспектах маркетинга

Контент-маркетолог не обязательно идеально знает HTML и CSS, тонкости продвижения в соцсетях и другие специализированные вещи — за это отвечают узкие специалисты. Однако он должен отлично разбираться в маркетинге, понимать принципы работы со всеми инструментами и каналами контент-маркетинга, знать требования к контенту на разных площадках и четко понимать, к какому узкопрофильному специалисту обратиться с конкретным вопросом по контенту.
 

Уровень сложности профессии

Профессия средней сложности. Стать специалистом начального или даже среднего уровня не очень сложно. Нужно отличать действительно качественный контент от некачественного и уметь его продвигать. Чтобы стать специалистом высокого уровня, нужно обладать навыками маркетолога, SEO-специалиста и SMM-специалиста практически одинаково.

 

Перспективы профессии

Востребованность и перспективы

Сегодня большинство компаний в том или ином виде используют контент-маркетинг в продвижении: некоторые обходятся только сайтом, другие — одновременно ведут сайт, сообщества во Вконтакте и в Фейсбуке, YouTube-канал и корпоративный блог. Всем, кто подходит к созданию и продвижению контента стратегически, нужен контент-маркетолог.


Карьерный рост

Специалистами по контент-маркетингу обычно становятся те, кто начинал с более узкопрофильных диджитал-специальностей: SMM-менеджеры, контент-менеджеры и другие. Контент-маркетинг — это стратегическая деятельность со множеством обязанностей и высокой ответственностью, поэтому прежде чем стать контент-маркетологом стоит поработать несколько лет в интернет-маркетинге и набраться опыта.

Контент-маркетолог — достаточно высокая должность сама по себе, поэтому расти в профессии некуда. Такие специалисты в перспективе могут стать еще более широкопрофильными сотрудниками: например, отвечать за маркетинг компании в целом. Также контент-маркетологи могут открыть собственное агентство интернет-маркетинга.

 

Что еще может уметь контент-маркетолог, чтобы увеличить свою ценность

  1. Владеть дополнительными навыками интернет-маркетинга: настраивать контекстную и таргетированную рекламу, заниматься SEO-оптимизацией сайтов;
  2. Самостоятельно писать тексты разных жанров: статьи на сайт и в блог, письма для рассылки, посты в соцсети, сценарии для видеороликов;
  3. Производить разнообразный контент: создавать и обрабатывать изображения, снимать и монтировать видео, записывать подкасты.
 

Как и где найти работу без опыта

Сразу попасть на позицию контент-маркетолога не получится: это довольно высокая и ответственная должность, и новичков туда не берут. В контент-маркетолога можно вырасти, например, из контент-менеджера, SMM-специалиста или помощника контент-маркетолога. Такие вакансии можно найти:

  • В тематических сообществах и пабликах в социальных сетях;
  • На сайтах для поиска работы;
  • На биржах фриланса и удаленной работы;
  • В Телеграм-каналах;
  • Через свои страницы в соцсетях: напишите, что хотите заниматься контентом, и расскажите, что умеете делать;
  • Через сайт с примерами работ: сверстайте лендинг-портфолио, напишите о своем опыте, дайте ссылку на этот сайт в своих соцсетях и прикрепляйте при отклике на вакансии;
  • Через обращение в компанию с предложением помочь с контентом: напишите в организацию письмо, кратко расскажите о своем опыте и о том, чем вы будете полезны.

Скачать подборку площадок для поиска удаленной работы

 

Чему учиться, чтобы стать контент-маркетологом с нуля

Обучение контент-маркетингу довольно непростое, потому что это широкая сфера.

Начать можно с изучения принципов маркетинга, в частности, интернет-маркетинга. Далее стоит разобраться, какое место в диджитал-продвижении занимает контент-маркетинг: какая у него цель, какими инструментами и для чего пользоваться, чем отличаются требования к контенту на разных площадках.

Стоит понять особенности контента в разных каналах: чем текст для email-рассылки отличается от поста в соцсеть, а публикация в Фейсбуке — от сообщения в Твиттере.

Одна из главных задач на старте изучения профессии — научиться думать о контенте стратегически: планировать его в долгосрочной перспективе и видеть целую картину, а не сосредотачиваться на конкретных техниках, каналах и инструментах.

Далее можно начать практиковаться:

  • создавать стратегию контент-маркетинга;
  • составлять контент-планы для разных каналов;
  • составлять ТЗ на создание контента узким специалистам;
  • следить за выполнением контент-планов и реализацией стратегии контент-маркетинга;
  • оценивать качество контента и эффективность контент-маркетинга.

Основные навыки, нужные контент-маркетологу для работы, вы можете освоить на нашем курсе: